Добро пожаловать в клуб рассказывания историй и самопрезентаций «Однажды»
Наведите на иконки с плюсом и узнайте истории участников клуба
Дочка: Я не знаю, общительная я или нет. Когда на меня смотрят другие люди, я стесняюсь говорить.
Папа: У Егора есть любимые герои. Он часто фантазирует, что через порталы попадает в другие миры. Я не всегда его понимаю. Мне интересно, где обитаем мой сын и куда направляется.
Сын: Мне нравится придумывать белиберду. Мама так говорит. Она не любит со мной в это играть, зато в настольные игры мы играем. Но я люблю белиберду, потому что это весело.
Сын: Если бы у меня появилась шапка-невидимка на один день, я бы помогал людям. Но никто бы не знал, кто это делает.
Дочка: Я знаю, чего хочу. Переживаю из-за того, что если все силы и время буду тратить на свои цели, то буду одиночкой. Я выделяюсь среди сверстников.
Мама: У детей очень разные характеры. Дочь умеет настаивать на своем. А сын податливый. И в семье, и вне дома. Хочу, чтобы они были уверенными в себе, умели общаться с другими.
- в разных жанрах - о своих наблюдениях и чувствах - в красках и лаконично - создавая сюжетную линию
- свое мнение - выражать фантазию - рассуждать - формулировать вопросы - отвечать уверенно
- себя и других людей - разные точки зрения - стили и обороты речи - решения, чтобы накапливать опыт
- детали - отличия и сходство - целое и части - образы и символы
Мама и Аня
Жили-были мама и девочка Аня. Как-то раз мама рассказывает:
- Аня много рисует. Когда ее спросишь, она взахлёб рассказывает, что нарисовала. А вот получить от нее ответ на вопросы: «Как прошел день?», «Что в школе узнала интересного?» или попросить рассказать, чем занимались с ее подругой Дашей, - не получается.
«Хорошо», «Интересно», «Играли». Вот и все ответы. На незнакомых людях вообще закрывается, не разговаривает. Хочу, чтобы у нее развивалась речь, чтобы она училась общаться, не была такой стеснительной.
Как дела? Что нового? Как день? Что запомнила? Интересно? Расскажи про школу.
Kакой путь проходят дети
Знакомятся с собственным «Я»
Кладут рельсы и шпалы словарного запаса
Лепят пирожки со своими историями
Разбираются, как может хвост вилять собакой
Изучают скелеты историй
Наблюдают, как истории ходят на работу
Разглядывают, как истории живут внутри и снаружи
Программа
Программа курса – это три содержательных блока:
Структура истории и принципы сюжетной линии
1 Тема
- Герой и цель - Начало истории - Повороты и препятствия - Место и время истории - Антигерой и соперники - Кульминация - Финал
В этом блоке тем разбираем: кто или что может стать героем истории; из чего сделаны персонажи; куда и зачем стремится герой; как начинается повествование; места, где рождаются истории; что такое конфликт и препятствия на пути к мечте, какие эмоции переживают персонажи, чем заканчивается история и что мы делаем в финале истории.
2 Тема
Личность и мир
- Я и мой мир - Я и мир вокруг - Я и семья - Я и другие люди - Я и Вселенная
Этот блок включает вопросы: мои сильные и слабые стороны, умения и зоны развития; мои интересы и любопытные вопросы; как видят меня другие люди и на кого я похож; места, эпохи и традиции, где я был или не был; идеи, мнения, чувства и видение других персонажей историй; ресурсы и богатства большого мира для каждого героя истории.
3 Тема
Актуальные события и даты в календаре
- Истории и времена года - Праздники, которые мы ждем и любим - Календарные истории и свой горизонт событий - Истории прошлого, настоящего и будущего
В этом тематическом разделе вспоминаем, наблюдаем и придумываем истории из окружающей природы. Разбираем и погружаемся в события, которые делают нас героями историй. Изучаем даты календаря через призму «Кто я в этом мире». Фантазируем и реализуем праздники, даты и события, которых еще не было.
В процессе занятий:
Рассказываем истории о себе и о том, что нас окружает
Создаем мир своих историй с помощью персонажей, средств языка, наблюдений, подручных средств и материалов из окружающей среды.
Пробуем разные способы и формы самопрезентации
Творим в условиях неопределенности, неожиданности.
Учимся применять истории в жизни, школе, для хобби и развития своего дела
Обсуждаем истории из разных культурных сфер и фиксируем свои впечатления
• Поэт Мюриэль Рукейзер считала: «Вселенная сделана из историй, а не из атомов» • Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограниченны, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс»
Великие об историях
Саша почти всегда молчит. При этом она редкий ребенок, кто с первого раза вникает в суть задания, запоминает детали его выполнения, не нуждается в помощи. Она с большим интересом слушает и сохраняет внимание, когда другие дети уже устали
Саша чувствует и переживает, это видно по ее глазам и стремлению, с которым она во что-то вовлекается.
Но услышать ее суждения – редкость. Чтобы увидеть мир ее глазами, нужно дать ей способ его выразить. Мы нашли способ – через вопросы. Саша любит, когда ее спрашивают. Наверное, она чувствует интерес к себе, что кому-то нужно узнать: какие книги она бы продавала в своем магазине или что значит фиолетовая улыбка.
Саша конструирует свой домик историй. И знает, какое у него имя. Если спросят, она расскажет. Поделится. А потом мы вместе озаглавим ее домовитый мир.
Если кому-то интересно, Саша будет говорить.
Саша и вопросы
Дети работают в группе и индивидуально. Занятия строятся на играх, импровизации и общении
Форма занятий
Группа до 8 человек 4-6 лет; 7-9 лет; 10-12 лет; 13+ лет
Состав групп
1 раз в неделю 60 минут
Продолжительность занятий
Как строятся занятия
Краткое представление темы и цели занятия. Например, «Волшебные слова». Какие заклинания помогают открыть пещеру и найти клад, а какие волшебные слова помогают получить поддержку родных и друзей?
Анонс
План занятий
Учимся знакомиться, представлять себя и слышать других людей. Игры и практики на навыки общения и самопрезентации
Знакомство
Легкое короткое задание. Соединяем тему и ребенка, входим в ритм занятия (работа с чувствами, развитие образного мышления, словарного запаса, скорости и точности реакций)
Разминка
Разбор главных вопросов темы через обсуждение, рассмотрение наглядных примеров. Разбор новой информации, незнакомых слов (терминов). Выяснение мнений и обнаружение ракурсов.
Работа с темой
Конструируем истории по теме занятия. Слушаем друг друга. Смотрим друг на друга. Рассуждаем, как у нас получается здесь и сейчас.
Практика историй
Обмен эмоциями и выводами. Рассказ о том, с чем каждый из нас уходит с занятия. Что запомнилось, какие открытия случились на занятии.
Завершение
игровые практики
Занятия строятся на принципах деятельностного метода и включают:
Методика занятий
режиссерские, журналистские, актерские техники
задания на работу с языком, речью, вниманием, наблюдательностью
подвижные активности
творчество и письмо в разных жанрах
работу с литературой и образцами визуальных искусств
Глеб и мечта
Глеб говорит, что его несбыточная мечта – выступать на большой сцене, где его будет слушать много, очень много людей. Он любит стендапы. Однажды в санатории на конкурсе детских талантов решился выступить со своей историей о каникулах.
- Мечта несбыточная, потому что на стендап шоу попадают избранные, лучшие. У них смешные шутки, они говорят и ведут себя естественно. Даже те, кто заикается. Я знаю таких комиков, - поясняет юный шоумен.
Глеб думает, что путь слишком сложный. В клуб пришел, чтобы учиться говорить, оттачивать свои истории. В глубине он верит, что, приобретя навыки и умения, он сможет попасть на сцену, экран и в сердце к своей аудитории. Не такая уж несбыточная мечта!
Зачем еще нужны истории ребенку
Найти решение
Запомнить сложную информацию
Продать свой «продукт»
Общаться с помощью писем
Дети задают много вопросов, чтобы узнать про себя, семью, предков, свою среду обитания. Эти истории можно положить в основу интересных проектов: родословной книги, фильма о себе или близких, авторского блога.
Узнать себя
Иногда кажется, что существует только один способ что-то сделать или как-то проводить время. Истории могут показать, как можно интереснее, легче, быстрее, веселее. Например, не просить у родителей купить вкусности в магазине, а сделать их самостоятельно. Да еще из того, что вообще не сладкое.
Если сложную информацию преподнести через историю, она с большей вероятностью запомнится. Например, тему микроорганизмов можно рассмотреть через взаимосвязи микробов и людей в обычной жизни: как относимся к незнакомцам, что считаем красивым, какую еду любим. За этими вопросами скрывается фундаментальный вопрос: с какими микробами мы живём?
Современные дети уже с детского сада интересуются бизнесом. В школах проходят ярмарки. Дети могут принести и продать то, что сделали своими руками. Если "украсить" эти продажи еще и увлекательными историями, то товар уйдет легко и быстро.
Сегодня дети пишут письма или получали хотя бы раз в жизни? Эпистолярный жанр – это кладезь решения самых разных вопросов и ситуаций. Вспомните, как Кот Матроскин и Шарик не разговаривали друг с другом, но писали друг другу письма. А в рассказе «…» мальчик на каникулах в деревне с помощью писем помирил двух бабушек, которые долго не общались друг с другом из-за обиды.
Зачем еще нужны истории ребенку
Найти решение
Запомнить сложную информацию
Продать свой «продукт»
Общаться с помощью писем
Узнать себя
Дети задают много вопросов, чтобы узнать про себя, семью, предков, свою среду обитания. Эти истории можно положить в основу интересных проектов: родословной книги, фильма о себе или близких, авторского блога.
Иногда кажется, что существует только один способ что-то сделать или как-то проводить время. Истории могут показать, как можно интереснее, легче, быстрее, веселее. Например, не просить у родителей купить вкусности в магазине, а сделать их самостоятельно. Да еще из того, что вообще не сладкое.
Если сложную информацию преподнести через историю, она с большей вероятностью запомнится. Например, тему микроорганизмов можно рассмотреть через взаимосвязи микробов и людей в обычной жизни: как относимся к незнакомцам, что считаем красивым, какую еду любим. За этими вопросами скрывается фундаментальный вопрос: с какими микробами мы живём?
Современные дети уже с детского сада интересуются бизнесом. В школах проходят ярмарки. Дети могут принести и продать то, что сделали своими руками. Если "украсить" эти продажи еще и увлекательными историями, то товар уйдет легко и быстро.
Сегодня дети пишут письма или получали хотя бы раз в жизни? Эпистолярный жанр – это кладезь решения самых разных вопросов и ситуаций. Вспомните, как Кот Матроскин и Шарик не разговаривали друг с другом, но писали друг другу письма. А в рассказе «…» мальчик на каникулах в деревне с помощью писем помирил двух бабушек, которые долго не общались друг с другом из-за обиды.
Мила и истории в голове
Если бы не было историй, мы бы не разговаривали. Только делали. А как делать, если никто не рассказывает? А если мы делать не будем, мы станем первобытными. Будет скучно и сложно жить.
Когда кто-то что-то рассказывает, я вижу в голове. И уже знаю. А потом могу снова видеть это и другим людям рассказывать.
Мила рассуждает после занятия
Я - Олеся Евтуш - сценарист-режиссер, продюсер, журналист, кандидат политических наук. Педагогический стаж с 2008 года. Трижды получатель гранта фонда им. В. Потанина в номинации «Преподаватель». В России преподавала в Новосибирском государственном университете курс «Создание мультимедийных проектов». Работаю в области документального, корпоративного, художественного кино, рекламы, копирайтинга.
Последние несколько лет изучаю сторителлинг (storytelling - с анг. рассказывание историй) с научной точки зрения. Мне интересно разбираться в этой теме вместе с единомышленниками, в том числе с детьми.
Я мама двоих детей. У меня дочь София и сын Павел. Люблю экспериментировать, задавать вопросы и находить ответы, превращать скучное в увлекательное.
Автор курса
Факты
Почему истории важны
Истории экономят время и силы.
Нам не нужно прыгать с обрыва для того, чтобы узнать, чем это может для нас закончиться. Мы можем смоделировать ситуацию у себя в голове и представить результат.
Истории экономят время и силы.
Мы не воспринимаем ее в виде набора случайных событий. Способности видеть последствия собственных действий и находить им объяснения оказывают нам неоценимую экзистенциальную помощь.
Истории значительно упрощают нашу коммуникацию, помещая важную информацию о мире и человеке в последовательные нарративы.
Мозг предпочтет конкретные сценарии в стремительном информационном потоке. Истории служат нам мнемоническими инструментами для хранения важных советов о том, как выживать в окружающем мире.
Ученые-неврологи убедительно доказывают, что метафоры влияют на процесс познания сильнее, чем мы можем вообразить. По их словам, метафоры лежат в основе понимания абстрактных понятий, таких как любовь, радость, общество или экономика. Эти идеи просто невозможно осмыслить в каком-либо практическом виде, не ассоциируя их с объектами, обладающими физическими свойствами: вещами, способными цвести, нагреваться, растягиваться или сжиматься.
(Источник: У. Сторр. Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории. — М.: Индивидуум, 2020.
Исследования
Опросы
Согласно данным исследования об отношении россиян к системе отечественного школьного образования, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 году, среди приоритетов образования, помимо передачи знаний по предметам (32%) и формирования широкого кругозора (48%), россияне также видят развитие аналитического мышления и умения рассуждать (41%), развитие индивидуальных способностей и талантов (39%).